Рерайт или копирайт?

Рерайт или копирайт?

Два способа написания текста – рерайт, копирайт. Два определения этих понятий. На первый взгляд ничего сложного и противоречивого. Однако на самом деле, учитывая переходные или «гибридные» формы (если так можно выразиться), разновидностей текстов гораздо больше. Это обстоятельство и стало причиной некой «неразберихи». Например, на форумах бирж копирайтинга часто можно встретить споры на следующие темы: «Чем отличается копирайт от рерайта и есть ли вообще между ними различия?», «Какой тип текстов выгодней или проще писать – рерайтинг или копирайтинг?», «Зачем продавать рерайт дешевле, если это по сути тот же копирайт?», «Когда написанный текст можно считать – копирайтом, а когда – рерайтом?» и т.д. Самое интересное, что спорят то опытные копирайтеры. Как же тогда сориентироваться и разобраться во всех нюансах новичкам?

Действительно, отсутствие единоверного толкования понятия «копирайт» и «рерайт» приводит к путанице. Порой очень сложно «разглядеть» эту тонкую грань, разделяющую два, казалось бы, такие разные по значению слова. Что ж попробуем разобраться.

Копирайтинг. Изначально копирайтингом назывались рекламные или «продающие» тексты, основное назначение которых – это «заставить» потенциального покупателя/клиента приобрести тот или иной товар или воспользоваться рекламируемой услугой. Со временем словом «копирайт» стали называть уникальные авторские тексты самой различной тематики и направленности, в том числе и предназначенные для наполнения веб-сайтов – текстовый контент.

Примером «идеального» копирайта – авторского текста в самом полном смысле, могут быть произведения художественной литературы или, например исследования ученных: описание некого нового явления или открытого закона уникально не только по структуре, но и по смыслу (уникальная идея, уникальный нигде ранее не описанный факт и т.д.). Однако статья, которая основывается на личных наблюдениях автора, его жизненном опыте, его уникальном – авторском видении проблематики – также считается копирайтом.

Рерайтинг – банальная замена слов на синонимы, изменение структуры текста, перефразирование. Целью таких манипуляций является преобразование уже существующего (кем-то написанного) текста до состояния уникальности для поисковых систем, при этом необходимо сохранять смысловое наполнение исходного текста - никакой «отсебятины».
Примером рерайта может быть школьное изложение. Рерайт принято разделять на «поверхностный» и «глубокий», также существует понятие «технического» рерайта – замена каждого 3 или 4-го слова синонимами.

Как отличить копирайт от рерайта? Различные способы написания текстов имеют общее предназначение – создание уникального контента. Обратите внимание, что уникальность текста бывает структурная (техническая) и смысловая. Тексты, которые уникальны только технически, но не уникальны по смыслу – это рерайт. Следовательно, копирайт – это тексты, которые уникальны во всех планах: и техническом, и смысловом. В теории все просто и логично, но на практике отличить копирайт от рерайта сложнее: есть нюансы…

Если бы речь шла только о произведениях художественной литературы, тогда гораздо проще: подсмотрел (украл) идею (сюжет) – все, значит рерайт. И то спорный вопрос…. А как быть с текстами, главная задача которых дать читателю информацию о товаре или услуге? Выдумывать уникальные (несуществующие) характеристики и преимущества бытовых товаров...? Конечно же, нет. При создании копирайта допускается использование уже существующей информации (фактов), но обязательно в авторской обработке и с использованием нескольких источников (иначе это рерайт). Насколько качественной будет такая интерпретация – индивидуальная (авторская) трактовка, зависит от профессионализма копирайтера.

Что проще? Утверждение, что выполнить рерайт текста гораздо проще, чем написать копирайт, в большинстве случаев, ошибочно. Для создания качественного текста на основе уже существующего – глубокий рерайт, может потребоваться гораздо больше времени и интеллектуального труда, чем в случае с копирайтом. Ведь работать приходится в строгих «смысловых рамках»: ничего не добавишь и не выкинешь (как слов из песни). Плюс SEO-оптимизация - подбор и расстановка ключевых слов… Вообще, высшей степенью рерайтерского мастерства считается создание такого материала, при чтении которого автор исходника даже не заподозрит что рерайтили именно его статью.

Что выгоднее писать? Учитывая стоимость копирайтерских работ, которые в несколько раз дороже – ответ очевиден. Однако здесь следует учитывать и уровень мастерства копирайтера. Например, для новичка лучше начать с рерайта текстов (лучше хороший рерайт, чем плохой копирайт) и по мере приобретения необходимых навыков переходить к авторским текстам.

  • 39 869